Средняя школа имени Гани Муратбаева
Пойманов Александр Александрович - учитель информатики
blad20010@mail.ru
Цель урока:
1. Обучать работе с объектами.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать познавательный интерес.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения:
• словесные, наглядные, практические
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Оснащение: компьютерный класс.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Настрой учащихся на урок.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Проверка домашнего задания.
Каждому учащемуся с помощью программы NetOp School выводится на экран скриншот окна системы программирования Lazarus .
Задание: перечислите по указанным номерам основные окна интерфейса интегрированной среды разработки Lazarus.
Задание учащиеся выполняют в тетради.
Проверка в парах, по окончанию с учителем.
Пример: Создать графическое приложение – калькулятор.
Процесс создания приложения можно разделить на следующие этапы:
1. Создание проекта. В результате на экране появляется пустая форма (окно будущего приложения).
2. Создание графического интерфейса проекта – расположение необходимых элементов, задание размеров, изменение свойств;
3. Написание программного кода, который определит, что будет делать ваша программа.
4. Отладка программы.
В основном нас будет интересовать создание элементов интерфейса в среде Lazarus.
1. Запустим среду Lazarus и сохраним файлы нашего проекта в отдельной папке. Сам проект можно сохранить под именем ‘calc’.
2. Разместим на форме три метки класса TLabel, три текстовых поля класса TEdit и четыре кнопки класса TButton. Все эти объекты можно брать с закладки Standart:
3. С помощью окна Инспектор объектов выделяем объекты и меняем их свойства согласно нижеприведенной таблице:
4. В результате наша форма вместе с другими объектами на ней принимает следующий вид:
Измененная форма
5. Напишем процедуру-обработчик нажатия по кнопке сложения (Button1). Для этого в окне инспектора объектов выбираем закладку События и находим событие OnClick (это и есть нажатие по кнопке).
Выбор события
6. Наберем следующий текст внутри процедуры-обработчика:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var a,b,result:real; // Объявление локальных переменных вещественного типа
begin
a:=StrToFloat(edit1.Text);{Переводим текст, находящийся в поле ввода edit1 в вещественное число. Если необходимо работать с целыми числами, то используется функция StrToInt}
b:=StrToFloat(edit2.Text);
result:=a+b;
edit3.Text:=FloatToStr(result); {В текстовое поде ввода edit3 выводим полученную сумму, не забыв при этом сделать обратное преобразование вещественного числа result в строку. Если необходимо работать с целыми числами, то используется функция IntToStr}
end;
7. Аналогично напишем процедуры-обработчики нажатий по кнопкам вычитания, умножения и деления, не забыв при этом изменить знак операции на соответствующий. Например, для деления процедура выглядит так:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var a,b,result:real;
begin
a:=StrToFloat(edit1.Text);
b:=StrToFloat(edit2.Text);
If b=0 then ShowMessage('На ноль делить нельзя') Else
Begin
result:=a/b;
edit3.Text:=FloatToStr(result);
end;
End;
end.
8. Сохраним все файлы проекта (Файл→Сохранить всё)
9. Выполним программу (F9 или меню Запуск→Запуск)
Результат деления двух чисел.
4. Домашнее задание.
Разработать свой собственный проект.
5. Рефлексия.
6 Итог урока.
Список использованной литературы:
1. Проект «Простейший калькулятор»
http://www.rassyhaev.ru
|